Детский центр "Радуга"

Расширение словарного запаса

Любому ребенку нужен “строительный материал” – слова, из которых он будет строить свои фразы. Словарный запас соотносится со словами, которые ребенок должен знать, чтобы затем он смог эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению.

У ребенка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух, а затем активный – те слова, которые ребенок произносит, употребляет. Только побыв какое-то время в пассивном словаре, слово перекочевывает в активный словарь.

Каждый из этих словарных запасов может быть охарактеризован по двум параметрам: количественному (объем) и качественному (семантическое содержание). Объем лексического запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Например, в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, что и определяет наличие в словаре ребенка предметной лексики, обозначающей окружающие предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия.

Перед началом работы с ребенком логопед изучает уровень его словарного запаса, для этого он выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, цветы, транспорт, школьные принадлежности и т. д. После определения колличества и качества словарного запаса ребенка, начинается работа по устранению пробелов в знаниях и расширению пассивного и активного лексического словаря.

Занятия с логопедом проводят в такой последовательности:

  • Учимся выговаривать тихо и громко слова, подражающие звукам.
  • Расширяем словарный запас обозначениями новых предметов, зверей с детёнышами и т.д. При этом каждый новый предмет подробно описывается, обыгрывается - всё это помогает формированию представления о слове, обозначающем предмет.
  • Усваиваем прилагательные. Например, лошадь большая, а жеребёнок маленький.
  • Рассматриваем части тела: голова, шея, туловище, лапы, хвост, уши и т.д.
  • Слушаем сказки, потешки, стихи. Это способствует развитию правильной речевой грамматики.
  • Учимся до конца проговаривать слова, предложения.
  • Пересказывать стихи.

Наши контакты

Адрес:  г. Иркутск, ул. Ядринцева (военный городок), д.29/4
Телефон:  8 (3952) 481-482, 8-914-88-408-10

Услуги Деда Мороза, выезд на дом: 8-914-88-408-10

   Рейтинг@Mail.ru   
создание сайта